gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Двигатели газ-м1

ГАЗ-11

Руководимый Е. В. Агитовым коллектив горьковских двигателистов к процессу превнесения в советскую почву американских ростков двигателестроения подошел творчески. Мотор был полностью "пересчитан" и приведен в метрическую систему мер. Что было не так просто, как может показаться на первый взгляд. К примеру, размер в один «point» при пересчете оказывается равным 0,351 миллиметра. Изготовить деталь с такой точностью можно скорее теоретически, чем практически. Посему размер лучше округлить до более "удобоваримых" параметров. Но если где-то убыло, значит, в другом месте прибыло. Посему габариты элементов надо трансформировать так, чтоб размерная цепь замкнулась и рабочий цикл механизма (системы), не нарушился. В результате проведенной работы оказалось, что «по своим основным показателям шестицилиндровый двигатель стоит на уровне последних достижений американской автомобильной техники».

По мнению разработчиков, двигатель являлся «оригинальной конструкцией», т.к. в его основу «положена одна из массовых американских моделей, но вместе с тем, наш двигатель не является копией американского». Иностранный мотор имел цилиндры диаметром 3 1/4 дюйма, ход поршня 4 3/8 дюйма и рабочий объем 3560 см куб. В ГАЗ-11 были внесены следующие изменения против американской модели «Додж-Д-5»: «Сконструирована масляная система с плавающим маслоприемником в крышке масляного насоса и со 100% фильтрацией масла.
В приводе к распределительному валу цепная передача заменена зубчатой с текстолитовой ведомой зубчаткой.
Перенесен упорный подшипник колен[чатого] вала наперед, что упрощает конструкцию вкладышей и дает возможность перейти от более дефицитного оловянистого баббита к свинцовистому при изготовлении вкладышей Кроме того, введены оксидация поршней [применявшийся для поршней алюминиевый сплав имел меньшее (в сравнении с М-1) содержание меди и больший процент кремния для уменьшения теплового расширения] и поверхностная закалка рабочих поверхностей коленчатого валов и ряд мелких улучшений конструкции, повышающих значительно износоупорность деталей, долговечность и надежность работы двигателя».
ГАЗ-11 был спроектирован в «длинноходном» и «коротходном» вариантах. Последний был несколько менее мощным. В основной модификации ГАЗ-11 имел диаметр и ход поршня 82 и 110 мм соответственно. Рабочий объем составлял 3,48 литра. Мощность мотора с чугунной головкой и степенью сжатия 5,6 составляла 76 л.с. при 3400 об/мин, с алюминиевой головкой и степенью сжатия 6,5 при 3600 об/мин двигатель развал 85 л.е.. В сравнении со старым мотором ГАЗ-11 имел лучшие уравновешенность инерционных сил и равномерность крутящего момента. Коленчатый вал четырехо- порный. Точность обработки его шеек составляла 0,012 мм. Поверхности шеек закаливались на глубину 3-4 мм с помощью специальной установки ТВЧ до твердости 600 по Бринеллю. Такая высокая твердость с точки зрения автозаводцев сделала вал «почти вечным, исключая необходимость в частой перешлифовке при ремонтах».

ГАЗ-11
Блок цилиндров, отлитый за одно целое с верхним картером, для снижения температуры масла снабжался водяными рубашками по всей длине зеркала цилиндров. Водяной насос поставлен на холодную воду, а не на горячую, как в более ранних моделях, т.е. насос нагнетал холодную воду в блок, вместо того, чтобы откачивать горячую. В прежней модели из-за разрежения создаваемого насосом в наиболее нагретых верхних частях рубашки блока цилиндров двигателя образовывались паровые каверны, приводившие к нарушению циркуляции жидкости и местным перегревам. В систему охлаждения введен термостатический управляемый клапан, поддерживающий температуру двигателя на должной высоте. Если температуpa воды в рубашке оказывалась не высока, то термостат перенаправлял воду из верхней части двигателя в нижнюю, полностью или частично выключая радиатор из цепи циркуляции воды.

Новости партнеров

Статистика