gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Появление ГАЗ-М1

ГАЗ М-1

Эмка появилась на свет в эпоху великих свершений и великой платы за эти свершения.

ГАЗ М-1

Крупные гидротехнические сооружения, основные промышленные гиганты были построены именно в эту эпоху, среди которых и автомобильный завод ГАЗ. Данный исторический отрезок в целом, и отдельные его фрагменты в частности, чрезвычайно неоднозначен. Дабы его описать не хватит даже очень "толстой" и претендующей быть "умной" книги. "Эмка" со всей отчетливостью отражает этот период. ГАЗ М-1 мог верой и правдой служить красному командиру. Точно такая же машина могла, подъезжая к дому героя гражданской войны, прошелестеть шинами в предрассветной тишине спящего города. Только это была уже не "эмочка", это был "воронок"...


Ввиду того, что в более ранних работах по истории отечественного автомобилестроения определенное внимание основному варианту М-1 выпуска 1936 года уже уделено, автор посчитал возможным проставить акцент на описании М-11 и малоизвестных страницах истории ГАЗ-61. Многочисленные военные собратья "эмки" — броневики, безусловно, заслуживают отдельного рассказа,
В ходе работы над рукописью использованы материалы центральных и местных архивов, как государственных, так и партийных, а также ряд источников не доступных, к сожалению, широкому кругу исследователей. Соответствующие ссылки на номера открытых фондов дел и листов не приводятся, поскольку их перечисление, ввиду многочисленности, рискует потребовать для себя отдельной брошюры. В результате обработки собранного материала проявилось множество противоречий в документах. В первую очередь это касается "точной" цифры выпуска машин, а также морального облика людей,
причастных к пребыванию "эмки" на свете. Принято считать, и так утверждают на ГАЗе, что с 1936 по 1942 годы включительно произведено 62 888 автомобилей М-1. Вместе с тем различные источники указывают на производство, к примеру, пикапов в 1938 году от 971 до 1004 штук. Ясности не наблюдалось и в 30-е годы. В ходе проверок анонимных заявлений органы госбезопасности выявили многочисленные случаи приписок, хищений и т. п. Однако просмотренные мною следственные дела репрессированных автозаводцев ничего кроме "жирного знака вопроса" не дали. Потому, на основе большого числа источников, рискованно высказать свое субъективное мнение о том, что в период с 1936 по 1948 годы было построено порядка 65 ООО автомобилей М-1 и их различных модификаций.

06 июля 1929 года — 15 июня 1931 года - Техбюро Автостроя,
15 июня 1931 года — 23 августа 1939 года - Технический Отдел (ТО) ГАЗ,
23 августа 1939 года — 07 сентября 1977 года - Конструкторский и Экспериментальный Отдел
(КЭО).
С 07 сентября 1977 года УКЭР.
Разработкой вооружений занимался Спецтехотдел (СТО) ГАЗ.
Реализация опытных разработок выполнялась в Экспериментальном Цехе (ЭЦ) ГАЗ. В-третьих. Предприятие называлось следующим образом:
С января 1932 года по октябрь 1932 года — Нижегородский Автомобильный Завод (НАЗ), С октября 1932 года по ноябрь 1941 года - Горьковский Автомобильный Завод имени В. М. Мо- лотова (ГАЗ, ЗИМ),
С ноября 1941 года по февраль 1944 года — Горьковский ордена Ленина Автомобильный Завод имени В. М. Молотова (ГАЗ, ЗИМ),
С февраля 1944 года по август 1945 года - Государственный ордена Ленина, ордена Красного Знамени Автомобильный Завод имени В. М. Молотова (ГАЗ, ЗИМ),

ГАЗ М-1


С августа 1945 года по ноябрь 1957 года - Государственный ордена Ленина, ордена Красного Знамени и ордена Отечественной Войны 1 степени Автомобильный Завод имени В. М. Молотова.
В-четвертых.
Начальником ТО ГАЗ в период с 1933 по 1936 годы являлся В. В. Данилов — до того главный конструктор ЯАЗа,
Главным конструктором ГАЗа с 1933 по 1951 годы был А. А. Липгарт,
В 1936 — 1938 должности начальников ТО, СТО и ЭЦ непродолжительное время занимали тт. Лебедев, Шепте, Фоминых, Левашов, Кондратьев, Агитов.
В-пятых. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти с 1917 по 1946 годы был Совет Народных Комиссаров (СНК). При СНК в 1936-1941 годах существовал Комитет Обороны, в упоминаемый в книге момент, возглавлявшийся К. Е. Ворошиловым.

модификации газ-м

Новости партнеров

Статистика