gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

ГАЗ-М20 Победа

 ГАЗ-М20 ПобедаЭтот автомобиль мог так никогда и не быть назван "Победой". 19 июня 1945 года на показе новой автомобильной техники в Кремле вождь произнес фразу, которую долгие годы будут шепотком передавать из уст в уста автомобильные инженеры: "Невелика победа, но пусть будет - "Победа". Слова генералиссимуса прозвучали в ответ на предложение директора ГАЗа И. К. Лоскутова назвать новую модель в честь Великой Победы советского народа над германским фашизмом.

Трактовались они потом однозначно: машина вождю не нравилась. Ему куда ближе была помпезная архитектура Packard и миниатюрность Opel, нежели скупые, с минимумом членений и декора формы ГАЗ -М20. Известно, к тому же, что Сталин раскритиковал шестицилиндровый мотор машины, и только главный конструктор А. А. Липгарт спас положение, вставив реплику о том, что заводом подготовлен и экономичный четырехцилиндровый вариант, с расходом всего 10 литров топлива на 100 километров. В своих записях Липгарт так передавал эту сцену. "Сталин, глядя на шестицилиндровую М20, сердито сказал: "Вы тянетесь за ЗиС-110, малолитражка будет тянуться за вами, такая конкуренция недопустима".
Ему - есть и более экономный, 4-цилиндровый. Сталин - Это другое дело, такую конструкцию я признаю. А какой двигатель?
Ему - Мотор Dodge для танков, который в первоначальном виде на танках работал ненадежно, пришлось многое изменить..."
Казалось, все очевидно. Чем еще, как не недовольством их работой могли объяснить необычную мрачность Сталина автомобилестроители? Они горели желанием продемонстрировать результаты своих двухгодичных трудов и трепетали от одной только мысли, что может повториться предвоенная история с КИМ-10, когда полностью подготовленную к выпуску машину вождь забраковал.

ГАЗ-М20 Победа
Однако плоха версия, оставляющая после себя вопросы. Как с историей начала Великой Отечественной войны - кто из вас не удивлялся поразительному несоответствию: бдительный, коварный, настороженный Сталин, да вдруг прозевал нападение немцев? Мы продолжали строить догадки до тех пор, пока Виктор Суворов в книге "Ледокол" не выстроил хирургически точную логику тех событий: Сталин готовился к собственному нападению, почему и оказался уязвимым перед внезапным упреждающим ударом Гитлера. Написал Суворов книгу, и вопросов не стало - их сменили протесты ревнителей "официальной" истории и новые свидетельства в пользу его версии. А версию эту Суворов развил в следующих книгах, доказав, что в той страшной войне Сталин чувствовал себя проигравшим - его коварным замыслам не суждено было сбыться.
Но вернемся к 19 июня 1945 года. Еще четыре дня оставалось до знаменитого парада на Красной площади, принимать который Верховный главнокомандующий передоверил своему заместителю - маршалу Жукову. Это вопиющее обстоятельство, по мнению Суворова, подтверждает непризнание Сталиным собственной победы. Если так, зададимся вопросом: какие чувства должен был испытывать тогда Сталин? И тут перед ним предстает радостный и счастливый директор ГАЗа Лоскутов. Он смотрит на любимого вождя, как на божество, а его речь трепетна и подобострастна: "...предлагаю назвать "Победой".
Вождь считался в нашей стране главным специалистом по автомобилям. Если конструкция ему хоть в чем-то не нравилась, ей не давали путевки в жизнь. И история с КИМ-10, на который были затрачены миллионы золотом, это красноречиво подтверждает. Если бы вождя не устроил I A3- М20, Лоскутова сняли бы, а конструкторов заставили переделать машину. Тем более что Лоскутов, типичный управленец того времени, с матом, не в пример расстрелянному в 39 -м Дьяконову или пришедшим позднее Хламову и Веденяпину, вряд ли мог быть симпатичным Сталину.

Новости партнеров

Статистика