gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Легкий класс грузовиков

Легкий класс грузовиковВ первую входят самые легкие фургоны, созданные на базе легковых автомобилей малого и особо малого классов полной массой 1,2-2,0 т, а также некоторые фургоны на базе японских машин класса "микро" с габаритной длиной и шириной не более 3,2 и 1,4 м соответственно. В качестве легкого фургона можно представить машину типа ЗАЗ-1102, где нет заднего сиденья, зато есть гладкий пол и стальная сетка, отделяющая сиденье водителя от грузового отсека. Подобные фургоны (как с остеклением грузового отсека, так и без него) выпускаются, например, на базе легковых автомобилей особо малого класса Renault Clio или Ford-Fiesta с добавлением слова Van (фургон). При полной массе около 1,3 т они имеют довольно скоромную грузоподъемность 380-450 кг

при вместимости грузового отсека около 1,0 м3. Однако если отделить стенкой водительское место и поднять на полметра крышу уже отдельного грузового отсека, то получится настоящий грузовик типа Иж-2715, причем с хорошей вместимостью - 2,2-2,7 м3. Такие фургоны можно с полным правом называть грузовыми автомобилями, ибо их единственное назначение - перевозка грузов (пусть и небольшой массы — 400-630 кг). Вполне закономерно, что такие фургоны приобретают собственные названия: вместо Clio-Van - Express, а вместо Fiesta-Van - Courrier. Подобный список можно продолжить.

 

Во вторую группу входят легкие пикапы, т.е. легковые автомобили с открытым кузовом типа Иж-27151 или АЗЛК-2335. В Европе они встречаются довольно редко, но вот в Японии, и особенно США, их очень много. Причем в США и Канаде легкие пикапы используют не только в качестве транспорта для перевозки небольших грузов, но и как обычные легковые автомобили. Ведь последние мало пригодны для езды по плохим или грунтовым дорогам. А таких дорог еше много в американской и канадской "глубинках".

Самые легкие пикапы европейского производства, наподобие FIAT-Fiorino, имеют грузоподъемность 430-630 кг при полной массе 1,36-1,63 т, а наиболее тяжелые, американского производства - 2,0-2,5 т при полной массе 4,54-5,44 т.
Однако самая распространенная группа европейских легких грузовиков - различные фургоны (грузопассажирские и грузовые), автомобили с бортовой платформой и микроавтобусы полной массой от 2,0 до 3,5 т. Ежегодные европейские продажи таких машин составляют от 460 до 730 тыс. штук. Их основное назначение - городские и пригородные перевозки мелких и средних партий грузов массой 500-1500 кг, а также грузопассажирские и пассажирские перевозки.
До недавнего времени машины такого класса в нашей стране были редки. Бывший СССР имел три завода, которые в незначительном количестве (при огромной потребности народного хозяйства) выпускали подобные автомобили. Это — Ереванский автозавод со своими ЕрАЗ-762В и -3730 удручающего качества сборки, Рижский завод микроавтобусов с дефицитными РАФ-2203 и Ульяновский автомобильный завод. Причем грузовые УАЗы, базовая конструкция которых восходит к модели УАЗ-450 1958 года (!), лишь с большой натяжкой можно назвать развозными. Ибо изначально они были разработаны преимущественно для армейских нужд.

Популярный Ford-Transit с бортовой платформой для городских и пригородных перевозок.

Сегодня новая "Газель", пущенная в производство ГАЗом, конечно, "обречена" на успех и устойчивый спрос, пока у нее нет отечественных конкурентов. И через несколько лет она возможно станет самым популярным российским легким грузовиком. К сожалению, машина аналогичного класса БАЗ-3778 Брянского завода с цельнометаллическим кузовом фургон пока так и не увидела свет.
Последняя группа легких грузовиков - машины полной массой от 3,5 до 6,0 т. По своему назначению - это также развозные грузовики, но только повышенной грузоподъемности. Важной особенностью является то, что для управления ими требуются профессиональные водительские права категории "С". Для автомобилей полной массой до 3,5 т достаточно "прав" категории "В".
Каковы характерные особенности легких грузовиков?
Их конструкции полностью самостоятельны, правда, иногда используются некоторые готовые агрегаты полноприводных легковых автомобилей.
Широко применяется как переднеприводная компоновка (Mercedes-Benz- 100D, FIAT-Ducato, Peugeot-Boxer), так и классическая с задними ведущими колесами, с односкатной или двухскатной ошиновкой (Mercedes-Benz-208D, Ford-Transit, IVECO-TurboDaily).
Переднеприводная компоновка (особенно с поперечным расположением силового агрегата) дает не только существенную экономию собственной массы, но и позволяет значительно уменьшить погрузочную высоту грузового отсека фургона (до 500-550 мм).
Конструкция шасси - рамная для классической компоновки или рамно-не- сущая для переднеприводных схем. Передние подвески, как правило, независимые на торсионах или пружинах. Сзади - цельные балки мостов или осей на продольных малолистовых рессорах. Для более тяжелых условий эксплуатации используется только классическая компоновка в сочетании с усиленной ходовой частью, где на рамном шасси устанавливаются цельные балки переднего и заднего мостов на продольных рессорах. К машинам такого типа относятся, прежде всего, модели Mercedes-Benz- "208D" и "410" семейства "Т1", ГАЗ- 3302 "Газель" и некоторые другие.

Основной тип кузова развозного грузовика - цельнометаллический фургон без боковых окон. Двери: одна боковая сдвижная и задняя двухстворчатая. Предлагаются как обычные фургоны, так и повышенной вместимости, которые используются даже при перевозке легковесных грузов плотностью около 0,1 т/м3. Стабильнее спрос на грузопассажирские комбинированные фургоны ("комби"). Они имеют боковые окна и дополнительные пассажирские сиденья в грузовом отсеке. В Европе ежегодно продается 650-700 тыс. обычных и комбинированных фургонов.
Еще один Ford-Transit. Кузов — фургон с увеличенной высотой крыши.
Легкий класс грузовиков
Довольно популярны микроавтобусы. Заметим, что автобусом считается транспортное средство, которое имеет десять и более мест для сидения, включая водителя. Поэтому машины с объемным кузовом, вмещающим 6-9 пассажиров, формально не относятся к автобусам. Однако за рубежом и у нас в стране их часто называют микроавтобусами. В зависимости от планировки и полной массы, развозные грузовики, предназначенные для пассажирских перевозок, могут иметь от 5 до 19 посадочных мест (5 рядов сидений).
Многие фирмы выпускают специальные микроавтобусы класса "люкс". Вместо обычных сидений на них установлены кресла с подлокотниками и подголовниками. Высококачественная обивка салона, улучшенные шумоизоляция и система вентиляции, кондиционирование воздуха приближают эти машины по уровню комфорта к легковым автомобилям и универсалам повышенной вместимости (УПВ).
Встречается и классический грузовик с грузовой платформой и откидными бортами, кабиной с одним или двумя рядами сидений. Кузов такой машины, как правило, оснащается дугами, на которые натягивается тент.
И, наконец, для последующего монтажа любого специального кузова, вплоть до жилого домика, производят особые платформы-шасси с кабиной и без нее.
Основной тип двигателей европейских легких грузовиков - дизельный, в том числе и с непосредственным впрыском топлива. Бензиновые двигатели устанавливаются значительно реже и в основном на моделях полной массой до 2,8-3,5 т. Диапазон мощности бензиновых и дизельных двигателей - от 60 до 143 л.с.
В США на таких машинах бензиновые двигатели, наоборот, встречаются чаше. Традиционно легкие пикапы и фургоны,

популярные среди большого количества американцев, используются как индивидуальные и семейные средства передвижения. Стоимость их эксплуатации при невысоких годовых пробегах (10-15 тыс. км) и достаточно низких ценах на бензин сопоставима со стоимостью эксплуатации моделей с дизелем. Однако и в Соединенных Штатах на более тяжелые машины полной массой 3,5-4,5 т рекомендуются дизельные двигатели, причем аналогичные тем, что используются на грузовиках средней грузоподъемности. Диапазон мощности американских АТС легкого класса значительно шире, чем у европейских - от 100 до 240 л.с.
Коробки передач европейских грузовиков малого класса - механические пятиступенчатые и по заказу - автоматические гидромеханические четырехступенчатые.
Для плохих дорог (оказывается, и за рубежом есть такие!) некоторые фирмы, например IVECO, выпускают специальные модификации на усиленном полноприводном шасси с увеличенным дорожным просветом.
Динамические качества легких грузовиков весьма различны. Фургоны и пикапы на базе легковых машин мало уступают последним в динамике. Модели же полной массой 3,5-6,0 т не отличаются резвостью. Хотя большинство фирм предлагает, как правило, несколько вариантов двигателей различной мощности. Более слабый мотор уместен для городской езды — от светофора до светофора. Мощный двигатель в таких условиях едва ли способен реализовать свои возможности. Скорость движения в городе в основном зависит от насыщенности улиц автотранспортом, нежели от мощности двигателей участников движения. Так, например, фирма Ford для моделей Transit предлагает 76-сильный дизель. При полной массе 3,5 т удельная мощность грузовика составляет всего 22 л.с/т, что при нормальном режиме движения не позволит ему войти в общий поток легкового транспорта. Однако при необходимости, на машину можно установить дизель с турбонаддувом мощностью 100 л.с. При этом заметно улучшается динамика и при благоприятных дорожных условиях позволяет автомобилю развивать скорость 130-140 км/ч.
Топливная экономичность легких грузовиков зависит не только от конструктивных особенностей, но и от типа кузова и вида перевозимого груза, степени загрузки, режимов движения и т.д.
Например, расход топлива у легких пикапов и фургонов, конечно, больший, чем у легковых машин, на шасси которых. они созданы. Это связано, главным образом, с худшей аэродинамикой легких грузовиков, большей собственной массой и применением более низких передаточных чисел в трансмиссии.

 

Легкий класс грузовиков
Однако большинство грузопассажирских фургонов, микроавтобусов и пикапов полной массой до 2,5-3,0 т, как правило, имеет заводские данные по расходам топлива в стандартных условиях движения при 90, 120 км/ч и в условном городском цикле (ГЦ), аналогичные легковым автомобилям. При этом, по международным правилам, весовая нагрузка составляет половину полезной грузоподъемности, но не менее 180 кг (кроме испытаний в условном городском цикле).
Так легкий фургон с высокой крышей Opel-Combo грузоподъемностью 610 кг с бензиновым двигателем рабочим объемом 1,4 л, мощностью 60 л.с. имеет максимальную скорость 143 км/ч и расход топлива при 90, 120 км/ч и в ГЦ: 6,4; 8,8 и 9,1 л/100 км. Базовый легковой автомобиль Opel-Corsa с тем же двигателем на 140 кг легче и обладает более высокими выходными показателями: скорость - 155 км/ч, а расход топлива - 5,2; 6,9 и 8,6 л/100 км соответственно.
Довольно внушительный по размерам полноприводный пикап фирмы Nissan (унифицированный с легковым вседорожником Nissan-Terrano), имеющий пятиместную кабину, полную массу 2740 кг и дизель рабочим объемом 2,5 л, мощностью 80 л.е., развивает скорость 128 км/ч и расходует 9,3 л/100 км при 90 км/ч и 11,4 л/1 00 км в ГЦ.

И, наконец, типичный грузопассажирский фургон классической компоновки Volkswagen-LT28 со стандартной высотой крыши и полной массой 2800 кг. С бензиновым двигателем рабочим объемом 2,4 л, мощностью 94 л.с. он развивает скорость 130 км/ч и расходует 13,3 л/100 км при 90 км/ч и 19,1 л/100 км в ГЦ. С вихрекамер- ным турбонаддувным дизелем с такими же рабочим объемом и мощностью расход топлива заметно ниже - всего 11,1 л/100 км при 90 км/ч и 13,0 л/100 км в ГЦ.
Однако для грузовых фургонов, шасси и машин с бортовой платформой стандартные заводские цифры топливной экономичности уже не определяются. Считается, что это нецелесообразно по причине чрезмерно большого количества факторов, влияющих на расход топлива такого автомобиля.
Да и вряд ли в этом есть необходимость, Остальные европейские легкие грузовики полной массой до 3,5 т, включая и поступающие из Японии, оснащаются дизелями с так называемыми разделенными камерами сгорания, главным образом вихрекамерного типа. Они обладают некоторыми эксплуатационными преимуществами перед двигателями непосредственного впрыска, однако, менее экономичны (на 10-15%).
Конечно, остались и бензиновые двигатели. Сегодня они мало чем отличаются от применяемых на легковых автомобилях силовых агрегатов: те же электронные системы зажигания и вспрыска топлива, каталитические нейтрализаторы отработавших газов. Некоторые заказчики требуют повышенной мощности, бесшумной работы и отсутствия вибраций, а именно в этом сохраняются преимущества бензиновых двигателей. А вот в Европе на грузовых автомобилях полной массой свыше 3,5 т бензиновые двигатели практически не применяются.
В таблице приводятся основные параметры грузовиков легкого класса европейского производства.

Даже компактный фургон можно с полным правом назвать грузовым автомобилем, ведь его назначение - перевозка грузов пусть и небольшой массы.
И в заключение несколько слов о долговечности легких грузовиков. Перед этим необходимо условиться, что подразумевать под долговечностью, ибо в противном случае неизбежны путаница и недоразумения. Например, в России используются понятия "ресурс до капитального ремонта" и "срок службы до списания". Однако определить "ресурсы" или "сроки" службы можно только с помощью экономических расчетов, когда учитываются все расходы на поддержание работоспособности автомобиля за опре- транспортной консультационной службы.

Новости партнеров

Статистика