gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Тяжелый класс грузовиков

Тяжелый класс грузовиков

К тяжелому классу относят автотранспортные средства (АТС), полностью использующие допустимые дорожным законодательством нагрузки на оси, полные массы и габаритные размеры. Полная масса таких автомобилей свыше 15 т, хотя в разных странах для двухосных автомобилей она различна: 14,97 т (США), 18 т (страны Европейского Союза).
Прежде чем говорить о тяжелых грузовиках, необходимо познакомиться с дорожным законодательством, принятом, например, в ЕС. Иначе невозможно понять, почему тяжелые грузовики и автопоезда именно такие, какие они есть.

Ныне действующие нормативы на полные массы и габаритные размеры АТС, допущенных к эксплуатации на дорогах ЕС, принимались поэтапно начиная с 1986 г. В полном объеме они действуют с 1 января 1993 г. Кроме них, в каждой стране ЕС пока еще сохраняются предыдущие собственные нормативы для дорожного транспорта. Во многом они более либеральны и разрешают эксплуатацию таких автомобилей и автопоездов, которые запрещены в ЕС по новому законодательству.
Основным нормообразующим фактором, от которого зависит полная масса автомобиля или автопоезда, является максимально допустимая нагрузка на ведущую ось грузовика или седельного тягача. С 1 января 1992 г. в странах ЕС она составляет 11,5 т, а нагрузка на поддерживающую (неведущую) ось осталась прежней - 10 т. Нагрузка на двухосную тележку зависит от ее межосевого расстояния и составляет 16-19 т, а для трехосной тележки - 21-24 т.
Полная масса двухосного автомобиля ограничена 18 т, при этом развесовка по осям составляет 6,5 т на переднюю ось и 11,5 т - на заднюю. Для трехосного автомобиля полная масса ограничена 25 или 26 т (если применяется пневмоподвеска задних колес). При этом развесовка по осям составляет 7 т на переднюю ось и 18-19 т - на заднюю тележку. Полная масса четырехосного грузовика ограничена 32 т с развесов- кой по осям 7+7+18 т или 6,5+6,5+19 т.

"Капотник" Volvo серии "N" в качестве транспортного средства для перевозки и перемешивания бетонной смеси.
Полная масса двухосного прицепа не должна превышать 18 т и трехосного - 24 т. Однако при эксплуатации прицепных автоприцепов их допустимые массы почти никогда не используются, так как существует предел полной массы любого автопоезда, равный 40 т. Поэтому полную массу автопоезда удобнее считать по числу осей автопоезда независимо от того, прицепной он или седельный. Для трех осей - это 28 т (6,5+11,5+10 т), где в скобках указаны нагрузки на переднюю ось тягача, его ведущую ось и поддерживающую ось прицепа или полуприцепа. Для четырех осей -36 т (6,5+11,5+1 8 или 6,0+11+19 т). В случае, если седельный автопоезд имеет пневмоподвеску тележек - 38 т (6,5+11,5+20 т). Масса пяти- и шестиосных автопоездов не должна превышать т, а седельных автопоездов для перевозки 40 и 45-футовых (12,2 и 13,73 м) контейнеров - 44 т. Для этих масс может быть несколько вариантов развесовки по осям.
Максимальная габаритная ширина автомобиля или автопоезда по бортам (стенкам) кузова не должна превышать 2,5 м (в некоторых случаях - 2,6 м), а общая высота - 4,0 м. Предельная габаритная длина одиночного автомобиля - 12,0 м, седельного автопоезда - 16,5 м и прицепного - 18,35 м.

Тяжелый класс грузовиков
Необходимо учитывать, что при выборе колесных баз и габаритных размеров кузовов подвижного состава непременным условием является оптимальное размещение в нем стандартных поддонов для упакованных грузов. В Европе применяются два вида поддонов: так называемый европоддон размером 0,8x1,2 м и индустриальный поддон - 1,0x1,2 м. Например, в кузов полуприцепа длиной 13,6 м можно загрузить 26 индустриальных или 33 европоддона. Более длинный прицепной автопоезд в максимальном варианте (с двумя кузовами длиной по 8,15 м) вмещает 32 индустриальных или 40 европоддонов.
Национальные законодательства некоторых стран Европы позволяют эксплуатировать более тяжелые автопоезда. Например, в Швеции и Финляндии разрешена предельная полная масса 60 т, в Норвегии и Нидерландах - 50 т, а в Дании - 48 т.
В США тоже существуют габаритные и весовые ограничения для грузовиков. Они имеют силу на всей территории страны. Однако есть и ограничения, принимаемые властями каждого штата в отдельности. Полная масса обычного для США пятиосного седельного автопоезда, предназначенного для работы на всей территории страны, не должна превышать 80 тыс. фунтов (36290 кг). Габаритная длина такого автопоезда - 60 футов (18,29 м) при допустимой длине полуприцепа 48 футов (14,63 м). Понятно, почему в США популярны седельные тягачи капотной компоновки со спальным отсеком за кабиной. Разрешенной "лишней" длины (3,66 м) вполне достаточно для капота, кабины, спального отсека, не считая расстояния от задней стенки кабины до передней стенки полуприцепа. Полезная грузоподъемность такого автопоезда - 22-23 т при объеме полуприцепа 100-104 м3. Однако пять осей - далеко не предел. В некоторых штатах разрешена эксплуатация более тяжелых автопоездов с числом осей от 7 до 9.
Не менее важно в повышении эффективности перевозок максимально использовать грузовое пространство, так как в
большинстве случаев тяжелые автопоезда работают с недогрузкой. Например, в целях повышения полезной вместимости применяют низкопрофильные шины и специалъные типы пневмоподвесок, что позволяет снизить погрузочную высоту прицепов и полуприцепов на 200-350 мм. 3 результате некоторые полуприцепы полкой массой 34 т (т.е. те, которые предна- жачены для 40-тонных автопоездов) полу- -,1ли полезный объем 94-100 м3. Однако ;ля полезной грузоподъемности 24-25 т и >того объема недостаточно. Поэтому на гвропейских дорогах часто встречаются прицепные автопоезда, на 10-15% более зместительные и, следовательно, лучше использующие свою грузоподъемность.
А как в России обстоит дело с дорожными и прочими ограничениями для тяжелых грузовиков и автопоездов? Когда-то в :тране существовал ГОСТ 9314-59, регла- иентнруюший осевые нагрузки, полные иассы и габаритные размеры автомобилей • автопоездов. Все требования дорожников обновить ГОСТ натолкнулись на мощное сопротивление тогдашнего Минавто- прома СССР. Фактически ГОСТ был благополучно забыт. Советские автомобиле- гтроители получили возможность выпускать любые автомобили, которые им были зыгодны. Правда, справедливости ради :ледует отметить, что за исключением чрАЗа (превышение габаритной ширины и нагрузки на тележку), никто не злоупотреблял представившейся возможностью.
Сегодня все же существуют некоторые ограничения. Например, это касается габаритных размеров, которые установлены
Правилами дорожного движения. Габаритная ширина и высота любого транспортного средства ограничена 2,5 и 4,0 м соответственно, а предельная длина автопоезда составляет не более 20 м. Запрещена (без специального разрешения) эксплуатация тягачей с двумя прицепами. Кроме этого, в действующих строительных нормах и правилах (СНиП 2.05.02-85) установлены предельные осевые нагрузки транспортных средств. Для дорог I-IV категорий с усовершенствованным покрытием она составляет 10 т на единичную ось, а для дорог V категории (из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками) - 6 т. К сожалению, практика показывает, что контроль за осевыми нагрузками (и полными массами) дорожники не ведут.
В сложившейся ситуации, когда автозаводам представлена полная свобода в технической политике, почти все они стараются придерживаться (насколько это возможно) европейских нормативов, что вполне понятно. А в принципе не исключено и добровольное выполнение дорожных и технических нормативов Европейского Союза, на сегодня включающего уже 15 стран.
Практически во всех странах автотранспортники стремятся добиться от государственных органов разрешения на эксплуатацию более тяжелых и вместительных АТС, так как только они позволяют обеспечить дальнейшее снижение себестоимости транспортной работы и экологического воздействия на окружающую среду. Однако опасность преждевременного разрушения покрытия дорог, -а строительство которых были затрачены огромные средства, а также создание нежелательных помех и без того напряженному движению на улицах и магистралях довольно "тесной" Центральной Европы, серьезно тормозят использова- ние особо тяжелых и удлиненных автопоездов. Таких, какие применяются, например, в более "просторных" Швеции и Финляндии. Их габаритная длина достигает 22 и 24 м.
Несмотря на то, что объем производства тяжелых грузовиков относительно невелик, эти машины привлекают к себе  максимум внимания посетителей на всех автомобильных выставках и автосалонах.

Новости партнеров

Статистика