gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Жестяные работы

Так должна выглядеть поверхность автомобиля, передаваемого из жестяного цеха в малярный в соответствии с европейским стандартомДля начала определимся, что считать жестяными работами, где граница между жестянкой и маляркой. И выяснилось, что граница эта, хотя и тонкая, но вполне реальная. По этому поводу существует такая поговорка: жестянщик делает ровно, а маляр  гладко. А именно:  Детали, передаваемые в цех окраски, должны быть отшлифованы всухую, с плавным переходом к поврежденным поверхностям.Обработанные жестянщиком поверхности должны быть доведены до состояния грунтового покрытия в один два этапа несколькими методами:тонкая полиэфирная шпаклевка (SikkensPolikit IV или аналог), затем напыляется полиэфирная шпаклевка Sikkens Polisurfaser полиэфирная тонкая шпаклевка Sikkens Polikit IV, затем грунтвыравниватель типа 3+1 тонкое нанесение полиэфирной напыляемой шпаклевки.

 


Эти пункты являются основными составляющими общепризнанного определения, которое употребляется в таком справочнике.
Чтобы полнее представить себе, что такое жестянка, первым делом расскажем о специфике автомобильного кузова.
К кузову автомобиля предъявляется много требований. Во-первых, эта та самая одежка, по которой нас встречают, а чтобы произвести хорошее впечатление, она не должна быть мятой и рваной. Во-вторых, кузов отвечает за то, чтобы автомобиль был именно автомобилем, а не набором компактно расположенных запчастей.
И, наконец, в аварийных ситуациях он должен вести себя согласно правилу: сам погибай, а хозяина выручай.
Первое, что нас обрадовало,  это то, что конструкторы в принципе уже в курсе наших требований. Оказывается, все детали автомобильного кузова в той или иной степени подготовлены к тому, что их ждет за воротами завода. Начнем с самого главного. Со времен создания первого серийного несущего кузова развивалась современная концепция легкового автомобиля, в котором каждая силовая деталь имеет свою четко определенную функцию. Но при создании идеального кузова конструкторы столкнулись с рядом неразрешимых противоречий. С одной стороны, силовые детали, особенно элементы передней части, где находится двигатель, должны выдерживать нагрузки, создаваемые при эксплуатации; с другой стороны  при столкновении максимальная энергия деформации должна гаситься ими и не передаваться дальше по кузову. Кроме того, должна быть обеспечена наибольшая простота для выполнения восстановительных работ. Кузов современного автомобиля отвечает всем этим требованиям. Развитие теории, в частности, применение математического метода конечных элементов при расчете автомобильных кузовов, привело к созданию сложных несущих деталей многократно изогнутой формы с гофрированной поверхностью. Это дало возможность прогнозировать осевую деформацию, снизить передачу энергии от удара к пассажирам и одновременно уменьшить толщину стали несущих элементов до 0.81.5 мм. На концах несущих элементов стали устанавливать ударные амортизаторы и деформационные ящики, которые поглощают большую часть энергии удара. Все это позволило добиться повышения энергоемкости кузова при снижении массы.

Ударный амортизатор на конце лонжерона.

 

Ударный амортизатор на конце лонжерона. Это дает возможность при небольшой силе большую часть энергии деформации при столкновении ограничиться заменой амортизатора.

 

Такие складки специально формируются при штамповке силовых элементов. При столкновении кузов в этих местах складывается гармошкой и гасит энергию удара
Вторым руслом, по которому потекла конструкторская мысль, стали исследования по улучшению свойств материалов, применяемых для изготовления кузовов. Наилучшим из таких материалов на данный момент является сталь. Ее недостаток  высокая скорость коррозии  не может перевесить многочисленные преимущества. Чтобы понять, почему выбор пал на сталь, будем зреть в корень, т.е. в молекулярную структуру. Сталь на молекулярном уровне имеет зернистое строение, что позволяет ей деформироваться без разрыва со всеми вырихтовывающимися отсюда последствиями. Иными словами, сталь можно прессовать и рихтовать без разрыва структуры. Это свойство называется ковкостью. Другим, схожим, по сути, и не менее важным качеством, является пластичность: она позволяет металлу растягиваться не разрываясь. Чтобы пояснить разницу между ковкостью и пластичностью приведем простой пример. Свинец обладает большой степенью ковкости, поэтому легко удается придать ему любую форму, но если вы попробуете его растянуть, он разорвется,  скажется недостаток пластичности.
Если бы этих двух качеств было достаточно, то мы ездили бы на автомобилях из пластилина или материала, подобного ему. Как вы уже, наверное, догадались, неотъемлемыми качествами материала являются стойкость к растяжению и скручиванию, жесткость и прочность.

Такие складки специально формируются при штамповке силовых элементов.

 

Такие складки специально формируются при штамповке силовых элементов. При столкновении кузов в этих местах складывается гармошкой и гасит энергию удара.

 

Первые два предотвращают растяжение и скручивание кузова; соответственно, жесткость предполагает стойкость к царапинам, изнашиванию и к изменениям формы. Конечно, листовая сталь, используемая в кузовной конструкции, не является абсолютно жестким материалом: она обладает определенным уровнем текучести. Это дает нам возможность не заниматься рихтовкой машины каждый раз, когда к ней кто-нибудь прислонился,  стальная панель сама восстанавливает свою форму после незначительной деформации. Но, как не безгранична человеческого чаша терпения, так и сталь имеет свой предел текучести. И если стройная девушка, присев на капот вашего автомобиля, не оставит там никаких следов, то дородная тетя подарит вам на долгую память свой автограф в виде вмятины, потому что она преодолеет точку предела текучести, после которой деформация металла становится необратимой. Было бы неверно утверждать, что автомобили делают только из стали  для этой цели используются также алюминий и искусственные материалы  пластики. Правда, речь не идет о широком их применении, и тому есть причины, которые мы сейчас и рассмотрим.Доступ к обратной стороне заката крыла и порога невозможен. Для работы с такими деталями требуется специальный инструмент.

Поврежденный алюминиевый капот автомобиля, побывавшего в аварии. Видны разрывы поверхности.

 

Поврежденный алюминиевый капот автомобиля, побывавшего в аварии. Видны разрывы поверхности. Со сталью бы такого не произошло

 

Алюминий действительно легче стали в три раза и лучше противостоит коррозии, а создание сплавов на основе алюминия позволило повысить его прочность в несколько раз. Но существенным недостатком является его высокая стоимость, ограничивающая его применение. Теперь немного о ремонте алюминиевых деталей
Сложность работ с алюминиевыми панелями заключается в том, что удалять верхний слой оксидов алюминия необходимо непосредственно перед сваркой или обработкой спецгрунтом Sikkens Primersurfaser Е.Р. и SikkensWashsurfaser S.R., так как уже через несколько часов образуется новый слой. Кроме того, для работы необходимо специальное оборудование, как, например, сварочный аппарат с подачей аргона сварка алюминия проходит в среде аргона. На станциях такой ремонт расценивается как спец услуга соответствующей стоимости.
Перейдем к пластикам, применяющимся для изготовления кузовов. Они бывают двух типов: стеклопластики и углепластики. Стеклопластики известны уже давно и применяются в основном в кит карах. Получаются они путем смешивания стекловолокна со специальной смолой. Требования к их изготовлению таковы: во-первых, смола должна быть качественной и не содержать никаких примесей, которые приведут потом к появлению пузырьков на поверхности; во-вторых, из смеси должен быть удален весь кислород. Для этого только что изготовленная панель помещается в вакуумный шкаф. Поверхность стеклопластика покрывается глазурью толщиной 1.52.Омм, а затем окрашивается. К существенным недостаткам стеклопластика относится низкая температурная стойкость, что приводит к потере формы при эксплуатации, и сложность качественного ремонта при повреждениях.

Доступ к обратной стороне заката крыла и порога невозможен.

 

Доступ к обратной стороне заката крыла и порога невозможен. Для работы с такими деталями требуется специальный инструмент

 

Создание углепластиков стало возможным только с появлением высокой технологии их производства. По своим свойствам они намного превосходят стеклопластик. Углепластик легче, прочнее, менее подвержен температурному воздействию. Признанием его свойств служит использование углепластика для создания болидов формулы. Но при всех своих плюсах углепластик слишком дорог для серийного производства. В дальнейшем мы еще вернемся к этим материалам и расскажем о том, как их восстанавливать при повреждении.
А сейчас продолжим разговор о том, что вам нужно знать, чтобы грамотно работать со сталью. Одной из многих причин, ведущих к преждевременному выходу элементов кузова из строя, стоит назвать чрезмерный энтузиастский пыл при проведении жестяных работ, когда при выправлении какой-нибудь вмятины на крыле образуется выпуклость, а при устранении этой выпуклости получается что?  правильно вмятина, и так несколько раз. Постоянные пластические деформации приводят к значительному поверхностному упрочнению металла  наклепу, что влечет за собой частичную потерю текучести. Когда это происходит, то уже невозможно придать металлу другую форму без разрыва. Поставьте себя на место этой несчастной панели и представьте, что какой нибудь жестяншик энтузиаст вроде Майка Тайсона устраняет вам неровности носа. Долго вы выдержите, регулярно подвергаясь подобному лечению? Поэтому подходите к ремонту в первую очередь с головой, а затем уже с молотком. Но, если кто-то уже успел разобраться со своей панелью, то исправить это можно нехитрым методом термообработки, который называется отпуск обжиг. Выглядит он так: сталь разогревается до красного цвета 700800°  температура рекристаллизации стали, медленно остужается, что восстанавливает ее свойства.

Все детали кузова автомобиля классифицируются на три вида

 

Все детали кузова автомобиля классифицируются на три вида по степени доступности к обратной стороне легкодоступные крылья; полускрытые полости двери, капоты; скрытые полости закаты крыльев, пороги Исходя из вида детали, выбирается соответствующий инструмент и способ ремонта. Если площадь повреждения составляет больше 50% общей площади ремонт нецелесообразен.

 

Мы рассмотрели те основы, без которых выполнение качественных жестяных работ невозможно. В следующем номере мы перейдем в практическую плоскость и расскажем о способах восстановления панелей при мелких повреждениях.

Новости партнеров

Статистика