gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Разработка компоновки автомобиля

Итак, приступаем к компоновке. Ее чертеж выполняем в масштабе 1: 5. Готовясь к этой работе, чертим на картоне или, лучше, на целлулоиде контуры боковых проекций сидений, силового агрегата, колес, аккумулятора, топливного бака, вырезаем их и складываем боковой вид автомобиля. Для проверки удобства посадки используем шаблон фигурки человека в том же масштабе. Переносим полученную компоновку на будущий чертеж и выполняем соответствующие ей другие проекции (план, вид спереди), производя одновременно необходимые уточнения.

Высота уровня пола от поверхности дороги должна быть как можно меньше по соображениям устойчивости, плавности хода и обтекаемости автомобиля. На чертеже проводим линию пола параллельно поверхности дороги на расстоянии, равном величине дорожного просвета не менее 150 мм плюс толщина пола (металлического листа, фанеры или досок). Если автомобиль имеет раму, то пол устанавливается поверх нее или выполняется углубленным между ее брусьями.
Определив размеры кузова и его положение по высоте, намечаем предварительно места передней и задней осей. Впоследствии они могут быть несколько изменены при уточнении конструкции трансмиссии, подвески, рулевого привода.


Если автомобиль заднемоторный, какие чаще всего строят конструкторы- любители, то ось передних колес нужно поместить как можно ближе к сиденью водителя, чтобы сдвинуть вперед центр тяжести автомобиля. Расстояние от передней кромки сиденья до переднего контура дверного проема должно быть около 200 мм. Таким образом, продольное расстояние от сиденья до передней оси складывается из радиуса колеса (не более 300 мм) плюс зазор между колесом и кожухом — около 50, плюс конструкция кузова между кожухом и дверью — 50—100, двери — 200, всего около 600 мм. При этом педальный пол будет находиться очень близко от передней оси и потребует соответствующего устройства и расположения передней подвески и рулевых тяг. Наиболее подходят подвески с поперечными листовыми рессорами или с направленными от колес вперед качающимися рычагами и поперечными торсионами, как у Запорожца ; поперечная рулевая тяга располагается либо перед осью колес, либо над ней.
Необходимо, чтобы ширина кузова между кожухами передних колес составляла не менее 700 мм, что достаточно для размещения педалей и ступней ног водителя и пассажира. Расстояние от внутренней стенки кожуха до продольной плоскости симметрии колеса (с учетом наружного радиуса шины не более 300 мм, ширины ее профиля 130—140 мм, поворота колеса примерно на 30° и зазора между повернутым колесом и кожухом 20—30 мм) должно составить не более 200 мм. Таким образом, колея должна быть равна не менее 1100 мм. Сиденье водителя показано в среднем положении.


Место для багажа под передним капотом, за спинкой заднего сиденья или в задней части кузова определяется из расчета по 10 кг (чемодан средних размеров) на каждого пассажире, то есть 0,1—0,2 м3 у двухместного автомобиля и 0,2—0,4 м3 у четырехместного.
Длина колесной базы для автомобилей данного класса, как известно из опыта, составляет 1500—2000 мм. Последняя величина достаточна для четырехместного автомобиля. Окончательный выбор размера базы зависит в большей мере от распределения массы по колесам. По соображениям устойчивости автомобиля и по нагрузкам на шины нежелательно, чтобы на задние колеса приходилось более 60% полной массы автомобиля. Зная хотя бы приблизительно значения массы отдельных частей автомобиля, составляют так называемое уравнение моментов и находят положение центра тяжести.

Новости партнеров

Статистика